Культура Руси в 9 начале 13 века

Русь до и после принятия христианства

До принятие христианства Русь была языческим государством, жители которого преклонялись разным богам, олицитворявшим силы природы. У Руси тогда не было необходимости в собственной истории, развитии письменности. После принятия христианства на Руси, как и во многих других странах, долго сохранялось двоеверие. Официальной религией было православие, но сохранялись языческие обряды и отдельные верования, а также мелкие домашние божества (домовые). Православные священники пытались ограничить влияние язычества на население. Вместо языческих праздников на эти же даты были поставлены новые православные. Например, период с 1 мая по июнь был заменен на строгий Петров пост, а праздник Перуна (2 августа) на Ильин день, хотя Илья пророк никакого отношения к грому молнии или воде не имеет. Христианство было призвано изменить мировозрение язычников, что являлось предпосылкой к созданию единой общерусской культуры, а также дало толчок к развитию грамотности, школ. Письменное слово принесли славянские монахи, создатели славянской азбуки — Кирилл и Мефодий. Во времена Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого появляется ряд школ и даже одна женская школа. Много специалистов по переписи книг приехали из Византии и славянский земель. Таким образом на Руси появляются первые произведения — переводы исторических сочинений и прозведения о географии. Грамотность проникала не только в сферу бояр, но и даже в верхушку горожан. Памятником письменности являются берестяные грамоты, письма, юридические документы. Граффити на стенах церквей — свидетельство грамотности населения.

Летописание

Летописи это масштабные исторические сочинения за несколько веков. Они одновременно являются памятником письменности, литературными сочинениями и даже художественной культурой (миниатюры). Поскольку их писали и оформляли специально подготовленные кадры летописцев, летописание велось под игидой центрального монастыря и курировалось самим князем. По-видимоу, подобные исторические записи имели место и до Ярослава Мудрого, но при нем точно шло летописание.

Повесть временных лет

Наиболее известное летописное соченение — «Повесть Временных Лет», написание которого отностится к 12 веку. По-видимому написано оно было монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. В последствии это сочинение стало неотъемлемой частью всех летописных сводов Руси. Нестор сразу ставит масштабный вопрос: »Откуда есть пошла Русская земля?« Он рисует картины происхождения Руси на фоне всей мировой истории, справедливо вписывая славян в индо-европейскую семью народов. Нам показана широкая панорама событий. Даны портреты разнообразных исторических деятелей. Указываются в произведение также даты закладки и возведения храмов. Произведение было написано в 12 веке, когда уже началась и практически оформилась политическая раздробленность на Руси, поэтому всё произведение проникнуто чувством горечи о некогда единой Руси.

следующая